Fiat Ducato. Российское производство

Прошло почти два года с момента выхода на рынок семейства легких развозных автомобилей FIAT Ducato, выпускаемых компанией SOLLERS в Елабуге. Каковы успехи данной модели за прошедший, весьма тяжелый для всего российского автопрома период и каковы перспективы столь широко разрекламированного проекта, удалось узнать на пресс-конференции SOLLERS.

Fiat Ducato

Fiat Ducato

Когда в мае 2008 года компания SOLLERS открывала сборочное производство SOLLERS-Елабуга (бывший ЕлАЗ) на территории ОЭЗ Алабуга, расположенной возле города Елабуга в Республике Татарстан, нашлось немало скептиков, предрекавших проекту достаточно скорый крах. Заявленные компанией SOLLERS амбициозные цели проекта в рамках СП FIAT-SOLLERS, предполагавшие годовой выпуск объемом 75000 автомобилей в год только на первой очереди завода, да еще при 70-процент ном уровне локализации, казались слишком рискованными, особенно в свете конкуренции с могущественной «Группой ГАЗ», параллельно реализующей собственный не менее амбициозный проект по переносу на свои мощности производства семейства LCV британской марки LDV Maxus. А потом был мировой финансовый кризис, обернувшийся для России очередным драматическим падением экономики, причем именно автомобилестроение оказалось самой депрессивной отраслью, первой принявшей на себя удар после падения кредитного рынка.

Что же произошло за прошедший год с проектом сборки FIAT Ducato (напомним, что выпуск товарных автомобилей начался с сентября 2008 года)? Каковы его уже достигнутые результаты, а также перспективы, особенно на фоне катастрофического падения продаж и производства практически всеми отечественными автозаводами и сборочными предприятиями? Ответы на все эти вопросы были даны на пресс-конференции, состоявшейся 17 сентября 2009 года в деловом центре Северная башня комплекса Москва-Сити, где расположен головной офис компании SOLLERS.

Итак, главное — проект сборки FIAT Ducato не только жив, но и развивается вполне успешно, пусть и не столь быстрыми темпами, какие предполагались изначально. Но, согласитесь, по нынешним временам и это уже немало, ведь, например, конкурирующий проект Maxus вообще был закрыт, а британский производитель попросту обанкротился после отказа «Группы ГАЗ» продолжать финансирование. Теперь английская фирма выкуплена китайцами и скоро со всем оборудованием отбывает в Шанхай. В разы упал сбыт не только импортных LCV, но и популярнейшей на одной шестой части суши «ГАЗели». Казалось бы, где уж тут пробиться к моментально ставшему неплатежеспособным потребителю более дорогой итало-российской продукции. Но нет, сборка Ducato постепенно набирает обороты, а главное, ни на минуту не прекращается столь сложный и для многих иностранных сборщиков в России практически неподъемный процесс локализации авто-мобиля. Так, уровень локализации по базовым версиям уже достиг 32-43%, а по спецверси-ям — 49,9%, из которых 16% приходится на штамповку и около 30% — на нефтехимические компоненты (пластик, шины и прочее). Так, шины для Ducato поставляет Нефтекамскшина, и кроме того, локализовано производство бамперов и сидений. Уже в 2010 году уровень локализации должен составить 70% за счет запуска штамповочного производства в Парке поставщиков, организуемом в ОЭЗ Елабуга, а также производства металлоемкой выпускной системы и ряда других систем. Свой вклад внесут и производители комплекту-ющих из пластика. Дальнейший рост локализации будет связан с освоением сборки двигателя в рамках СП FPT-SOLLERS, базирующегося на мощностях ЗМЗ, также входящего в компанию SOLLERS, где с осени 2010 года будет освоена CKD-сборка ди-зельных двигателей FIAT F1A с системой Common Rail под стандарты Евро-3 и Евро-4 (предназначенных также для установки на внедорожник UAZ Patriot). В данное направление ЗМЗ до конца 2009 года будет вложено 230 млн руб. Параллельно на ЗМЗ ведется работа по адаптации под семейство Ducato бензинового 2,5-литрового двигателя ЗМЗ-40524.10 уровня Евро-4, что позволит довести степень локализации семейства Ducato до 90%. Не исключено и появление битопливной газобаллонной версии. Импортными останутся только трансмиссия и некоторые компоненты. В ноябре 2009 года будет представлена внедорожная модификация Ducato 4×4, созданная с использованием элементов полноприводной трансмиссии французской специализированной фирмы Dangel. Учитывая тот факт, что лицензионное соглашение по семейству Ducato заключено до 2015 года, оно обязательно будет подвергнуто глубокому рестайлингу, а впоследствии вполне возможно освоение новых семейств LCV на более свежих платформах. Мощности предприятия SOLLERS-Елабуга составляют от 105 ООО до 120 ООО автомобилей в год (при работе соответственно в две и три смены). В конце 2009 года заработает сборочное производство во Владивостоке, где будет собираться часть выпуска Ducato (до 1500 машин в год) преимущественно в спецверсиях.

За неполный 2008 год произведено и продано 493 фургона Ducato, а за 8 месяцев 2009-го — уже 2338 фургонов, занявших в данном сегменте рынка новых LCV третье место с долей 23% после «ГАЗели» (-67%) и Ford Transit (-47,4%). И это при том, что сегмент фургонов упал с начала года на 35%. В сегменте LCV с грузопассажирским кузовом комби продажи Ducato начались только в 2009 году и составили за 8 месяцев 490 ед. — второе место (доля рынка 11%) вслед за «ГАЗелью» и «Соболем» (-66,9% и 67,9% соответственно) и падении сегмента на 60%. В сегменте пассажирских LCV (микроавтобусы) реализовано 642 Ducato (доля 6%) — третье место, практически вровень с Toyota Hiace (-12,4%), при том что львиную долю сегмента (55%) занимает «ГАЗель» 3221, продажи которой, впрочем, обвалились на 46,2%. Сегмент микроавтобусов в целом упал на 39%. На таком вот мрачном фоне результаты Ducato выглядят вполне многообещающе. В целом за дебютный год произ-водства выпущено 15 ООО Ducato всех модификаций и реализовано около 7000 машин, включая свыше 3000 ед. различным госструктурам, в том числе региональным министерствам и ведомствам.

Руководство SOLLERS в лице генерального директора компании Адиля Ширина полагает, что уже в 2009 году бренд FIAT сможет занять до 35% рынка LCV, продав не менее 10 ООО автомобилей. Кстати, по итогам трех кварталов 2009 года FIAT вышел на первое место по продажам LCV иностранных брендов с показателем 6116 машин, правда, включая легкие фургоны Doblo нижнекамской сборки. На 2010 год намечено увеличение производства Ducato до 20 ООО автомобилей. Так в чем же секрет успеха Ducato на рынке? Секретов, можно сказать, несколько. Во-первых, такому росту популярности способствовало введение в начале 2009 года 25-процентной таможенной пошлины на LCV полной массой до 3,5 т (против прежнего уровня пошлин 10%), так что сборочное производство SOLLERS выиграло от данной протекционистской меры как никакой другой производитель. Впрочем, напомним, что летом 2009 года филиал «Фольксваген Рус» в Калуге приступил к SKD-сборке весьма популярных в России моделей VW Transporter, Multivan и Caravelle. Вторым фактором успеха Ducato стало максимально быстрое расширение линейки модификаций, ныне включающей уже 22 варианта, в том числе специализированные кастом-версии. К базовым относятся: три варианта фургонов (C1A, М2В и L2B), Combi 8+1, 5+1 и 6+1 (с длинной базой), 14-местный Minibus в 2 вариантах комплектации, 8-местный грузопассажирский автобус Panorama, маршрутное такси на 15 мест, 17-местный Minibus XL в пригородной и туристической версиях, а также кастом-версии Minibus «Штабной» («Мобильный офис»). Скорая помощь, Реанимация, Трассовый автомобиль СМП, Школьный автобус на 14-18 мест. Социальный автомобиль с подъемником для инвалидных колясок, Инкассаторский автомобиль (бронирование по классу В2/ ВЗ) с распашной дверью, Машина Пенсионного фонда России, Машина Почты России, Автомобили дорожных и газовых служб, Автомобили для МВД (Дежурная часть и автозак). Ранее намечавшийся выпуск версии шасси с кабиной из-за низкого потенциального спроса в данном сегменте (здесь слишком популярна «ГАЗель») пока отложен. Лицензионное соглашение с FIAT предусматривает возможность вмешательства в конструкцию, например, это необходимо для создания сертифицированной версии школьного автобуса. На изготовление кастом-версии уходит не более 45 дней с момента получения заказа. После запуска окрасочного цеха клиент уже не ограничен в выборе цвета автомобиля.

Кроме того, он может выбрать и поставщика оборудования, хотя SOLLERS ориентируется на сотрудничество с проверенными фирмами, обеспечивающими беспроблемную сертификацию продукта. Кстати, все базовые версии Ducato проходят сертификацию по стандартам компании FIAT, на его заводских полигонах. В-третьих, SOLLERS настойчиво занимается расширением фирменной дилерской сети: так, уже в сентябре 2009 года 90 ди-лерских центров присутствовали в 73 городах РФ (преимущественно на европейской части страны), а до конца года число автоцентров будет доведено до сотни, включая Дальневосточный федеральный округ. Для продвижения флит-продаж создано специальное подразделение SOLLERS-Партнер, предоставляющее пакетный набор услуг, включая приобретение и продажу автомобилей, финансирование, страхование, доставку и регистрацию в ГИБДД, сервис, топливо, управление парком.

Клиентами SOLLERS-Партнер в настоящее время уже стали Perfetti van Melle (пищевая промышленность), Chiesi Pharmaceuticals (фармакология) и РЕСО-Лизинг. Кроме того, компания SOLLERS-Партнер разработала и осуществляет программу по обеспечению транспортом образовательных учреждений. В-четвертых, финансовое подразделение SOLLERS Finance разработало пакет выгодных для корпоративных и частных клиентов ли-зинговых услуг. Так, клиентам предоставляется специальная 7-процентная скидка к базовой цене (685 ООО руб.), дающая уменьшение годового удорожания контракта на 4,5% (до 8,5% при 23% аванса и длительности выплат 24 месяца с уменьшением ежемесячных выплат). Для юридических лиц, совместно с банком «ВТБ», предложен 12-месячный план «ВТБ24» с 37% аванса и 0% ставкой удорожания. Ежемесячный платеж по данной схеме составит 35 777 руб. Для физических лиц, совместно с «Русфинанс Банк» (группа «Сосьете жене- раль»), предложен 24-месячный кредит по реальной ставке 8,17% с авансом в размере 47% и ежемесячными выплатами в размере 16 603 руб. В результате уже к концу лета 2009 года доля SOLLERS-Credit в кредитных продажах фургонов достигла 41%, а в лизинговых продажах — 13%.

Комментарии отключены.